Как выучить английский язык с нуля самостоятельно: базовые принципы эффективного обучения
Какой бы метод ни выбрал новичок, важно начать с освоения алфавита и правил чтения каждой буквы, а затем и буквосочетаний. Ведь понимание фонетических особенностей не менее необходимо, чем понимание лексики и грамматики.
Далее рассмотрим 3 распространённые учебные модели.
Модель 4 skills + vocabulary + grammar
Этот метод предусматривает комплексное изучение иностранного языка и охватывает слушание, говорение, чтение, письмо, словарный запас и грамматику. Учить английский, стараясь охватить каждый аспект, могут как новички, так и опытные пользователи языка.
Следовательно, студент, который обучается по этой модели, должен как минимум:
- слушать подкасты и смотреть видео с субтитрами
- тренировать разговорные диалоги и монологи, описания изображений
- читать тексты разных стилей и жанров
- писать грамматические упражнения, эссе, вести деловую или неформальную переписку
- использовать лексику по тематике
- знать основные правила времён, построения разных типов предложений и т. д.
Важно правильно определить свой уровень для каждой из компетенций и подобрать релевантные задания, по которым ученик сможет целенаправленно работать над ошибками.
Изучение английского: метод «input → output»
Приходилось ли вам слышать о теории изучения языка «Comprehensible input» Стивена Крашена? Американский лингвист подчёркивает, что «поглощение» языка из окружающей среды в формате слушания и чтения является необходимой основой для усвоения азов понимания лексики, произношения и грамматики.
Метод эффективен как для детей, так и для взрослых. Однако не обязательно жить в англоязычной стране, чтобы эффективно воспринимать английский. Достаточно, чтобы английский язык присутствовал в жизни ученика едва ли не каждый день: в виде спикингов, чтения книг, просмотра телепередач, подкастов, фильмов.
Но не менее важной ветвью этого метода является говорение, которое предполагается как логическое следствие работы с полученными знаниями. Чтобы усвоение информации не было пассивным, можно реагировать сразу — включаться в small talks, высказывать мысли о услышанном/увиденном, составлять рассказы о себе, начать переписываться с носителями и т. п.
Как выучить английский язык: интервальные повторения (SRS)
Метод строится на повторении изученного материала через определённые интервалы времени. Наиболее эффективными считаются такие:
- 1 повтор — через несколько минут
- 2 повтор — через несколько часов
- 3 повтор — через 1 день
- 4 повтор — через 3–4 дня
- 5 повтор — через неделю
- 6 повтор — через 2–4 недели
Это популярная схема, однако можно на ней не зацикливаться, а периодически использовать изученные конструкции в диалогах или письменной речи.
На каждом этапе повторения «закрепление» информации всё больше усиливается, после чего она переходит из кратковременной памяти в долговременную.
Так, в диссертационной работе «Spaced Practice and Second Language Vocabulary Learning» было проанализировано 48 учебных экспериментов с использованием разных интервалов и форматов заданий. Автор Сью Кён Ким выявила 98 позитивных последствий SRS, лучший результат ученики показали на так называемых задержанных тестах (Retention Rate). Чем длиннее интервал (в разумных пределах), тем сильнее эффект для долговременной памяти.
Английский для начинающих: как понять свой стартовый уровень
Прежде чем начинать обучение, ученик должен определить свой текущий уровень знаний. Если только не речь идёт об изучении английского языка с нуля.
Это позволяет составить соответствующую уровню программу занятий с учётом ближайших целей и запросов студента. Где искать пробные тесты? Можете попробовать бесплатный тест на уровень английского от онлайн-школы BUKI School.
Тест займёт не более 20 мин, в течение которых ученики должны выполнить задания на проверку чтения, аудирования, словарного запаса и грамматических навыков. Всего — 40 вопросов, по 10 на каждую языковую компетенцию.
Сразу по завершении участник теста получает не только результат с определением уровня по международной шкале CEFR (A1–C2), но и индивидуальные рекомендации по дальнейшему изучению языка.
Как выучить английский язык с нуля: пошаговый план на 12 месяцев
В этом разделе подробно рассматриваем, как за год можно с нуля достичь уровня A2/B1.
Месяцы 1–3: фундамент
Главная цель — изучение базовой лексики разных частей речи до 400 слов, освоение настоящего времени и ознакомление с другими простыми временами, умение составлять повествовательные, вопросительные и отрицательные предложения, строить простые диалоги.
| Языковая компетенция | Месяц 1 | Месяц 2 | Месяц 3 |
| Произношение (Phonics) | - Научиться читать простые односложные слова (cat, dog, sit, bed…)
- Начать произносить базовые фразы:
I am…, You are…, My name is…, I like…, I don’t like…
| Фокус на: - /θ/ и /ð/ — think, thanks, this, brother
- /æ/ — black, bag, apple
- /w/ vs /v/ — wine–vine, west–vest
- /ɪ/ vs /iː/ — ship–sheep, live–leave
- Конечные согласные: cap/cab, back/bag (украинцы чаще «съедают» конец)
Тренировка: короткие фразы, скороговорки, shadowing | - Освоить основные звуки английского (особенно сложные: /θ/, /ð/, /æ/, /w/, /v/, /ɪ/, /iː/)
Тренировка таких явлений, как: - Elision (выпадение звуков):
next day → nex’ day just ask → jus’ ask - Assimilation (изменение соседних звуков):
ten boys → tem boys
|
| Грамматика (Core grammar) | - I/you/we/they + verb
- He/she + verb + s
- Короткие вопросы: Do you like…? Do you have…?
- There is/There are
- Have/has
- This/That, These/Those
- Can/can’t для возможностей
| - Наречия частоты (always, usually, sometimes…)
- In/on/at (предлоги места/времени)
- Прилагательные: big/small, tall/short, easy/difficult
- Was/were
- Did + verb
- Will (решение сейчас)
- Be going to (планы)
| Закрепление базовых времён: - Present Simple
- Past Simple
- Future Simple
- There is/are
- Have/has
- Can/can’t
Исчисляемые и неисчисляемые существительные Вопросительные слова |
| Словарный запас (Vocabulary) | eat, drink, go, come, have, live, want, like, work, study, make, take… - Базовые существительные: food, water, home, work, phone, car, family…
- Личные местоимения
| - 2 форма неправильных глаголов:
went, saw, had, made, said, took, came, started… - Темы: мой день, моя комната, мой дом, мой город
- Числительные: 1 – 20
| Фокус на: - Бытовые темы
- Ежедневная рутина
- Хобби
- Учёба
- Предметы одежды
Числительные: 20 – 100 |
| Чтение + слушание (Input) | - Короткие детские видео для phonics (1–3 мин)
- Диалоги A0–A1 (1–2 мин)
| - Озвученные словарики во фразах
- Диалоги по 1–3 мин с повторением
| - Истории в прошедшем и будущем времени (slow stories)
- Slow news
- Short stories 3–5 мин
|
| Говорение (Dialogue practice) | - Ежедневно 3–5 предложений вслух (I am…, I like…)
- Пересказ диалога (1–2 мин)
- Создание своих мини-диалогов
| - Описание человека (3–5 предложений)
- Описание предмета/места
- Пересказ истории
- 5–7 предложений о вчерашнем дне
- 5 предложений о планах «Weekend plans»
| - 5 мин говорения ежедневно (free speaking)
- 2–3 коротких письма/сообщения на английском в неделю
|
| Расширение словарного запаса | до 150–200 слов | 250–300 слов | 350–400 слов + активные фразы |
Английский для начинающих: месяцы 4–6
Ключевая цель этого периода — выход на уровень A1+.
| Языковая компетенция | Месяц 4 | Месяц 5 | Месяц 6 |
| Грамматика (Core grammar) | - Закрепление времён группы Simple
- Irregular verbs (углублённо)
- Present Continuous
- Притяжательные местоимения
| - Разные временные формы передачи будущего
- Past Continuous
- Степени сравнения прилагательных
- Исключения во множественном числе существительных
| - Различение временных форм и маркеров изученных времён
- Предлоги места и времени более углублённо
|
| Словарный запас (Vocabulary) | - Покупки + цены
- Порядковые числительные и даты
- Праздники
- Путешествия
| - Здоровье
- Части тела
- Еда
- Описание внешности
- Универсальные фразы (I think…, In my opinion…, It depends…)
| - Описание характера
- Работа/учёба/
хобби (более углублённо) |
| Чтение + слушание (Input) | - Художественные тексты на 200–400 слов
- Диалоги средней скорости на 2–3 мин
| - Рассказы на указанные темы в разных временах на 300–500 слов
- Тематические подкасты на 2–3 мин
| - Адаптированные новости на 3–4 мин
- Тематические подкасты средней скорости на 2–4 мин
|
| Говорение (Dialogue practice) | - Тематические диалоги на 3–5 мин
- Беседы по тексту, анализ + пересказ
| - Описание внешности на 7–10 предложений
- Спонтанные диалоги на 3–4 мин
- 10 мин монологов через день
| - Ролевые диалоги (собеседование, отель, аэропорт) на 5 мин
- Описание характера на 7–10 предложений
- Рассказ о профессии на 6 –10 предложений
|
| Расширение словарного запаса | до 500 слов | 500–650 слов | 600–1000 слов + активные фразы |
Как быстро выучить английский язык: месяцы 7–9
Следующая таблица содержит рекомендации по уверенному движению к уровню А2.
| Языковая компетенция | Месяц 7 | Месяц 8 | Месяц 9 |
| Грамматика (Core grammar) | - Закрепление времён группы Simple и Continuous
- Составление сравнительных предложений с выражениями as… as; not so … as
| - Present Perfect
- Наречия и способы их образования
- Сложные прилагательные
- Союзы
+ еженедельные тесты на прогресс | - Future Continuous + закрепление 4 future forms
- Модальные глаголы: can, could, may, might, must, have to, should
- Сравнение Present Perfect с Present Simple и Past Simple
|
| Словарный запас (Vocabulary) | - Сложные прилагательные по теме «Внешность» и «Черты характера»
- Предлоги и слова по теме «Направление движения/
местность» | - Профессиональная лексика (в рамках своей профессии)
- Источники информации
- Новости
- Театр
- Музыка
- Кино
| - Достижения человечества
- Памятники истории
- Необычные приключения
- Мода + стиль
- Соцсети
|
| Чтение + слушание (Input) | - Художественные тексты на 500–600 слов
- Диалоги средней скорости на 3–4 мин
| - Новостные, адаптированные тематические подкасты средней скорости на 3–5 мин
- Научно-популярные статьи на 600 слов
| - Передачи и короткие фильмы с субтитрами
- Адаптированные художественные тексты на 1000 слов
|
| Говорение (Dialogue practice) | Ежедневное говорение на 10–15 мин: ответы на вопросы, ситуативные диалоги, устные рассказы и анализ информации | - Ежедневное говорение на 10–15 мин: ответы на вопросы, ситуативные диалоги, устные рассказы и анализ информации
- Эссе на 10–15 предложений с возможностью устного воспроизведения
| Ежедневное говорение на 15–20 мин: ответы на вопросы, ситуативные диалоги, устные рассказы и анализ информации |
| Расширение словарного запаса | до 1000 слов | 1300–1500 слов | 1500–2000 слов + активные фразы |
Английский язык на 10–12 месяцах изучения
Цель этого этапа обучения — закрепление ранее полученных знаний и навыков и выход на уровни A2/B1.
| Языковая компетенция | Месяц 10 | Месяц 11 | Месяц 12 |
| Грамматика (Grammar) | - Past Perfect
- Условные предложения 1 типа
- Linking words в сложных предложениях
| - Future Perfect
- Герундий и инфинитив
- Знаки препинания в сложном предложении
- Конструкции со словами too/enough
| - Словообразовательные суффиксы и правила словообразования
- Синонимические синтаксические и лексические конструкции
- Углублённое изучение модальных глаголов и выражений
- Фразовые глаголы
|
| Словарный запас (Vocabulary) | Закрепление углублённой лексики по темам: - Хобби
- Работа
- Внешность
- Одежда
- Быт
- Семья/друзья
- Спорт
+ идиомы | Закрепление углублённой лексики по темам: - Жильё
- Покупки
- Путешествия
- Здоровье
- Праздники и традиции
+ идиомы | Закрепление углублённой лексики по темам: - Погода и природные явления
- Профессия/учёба
- Современные технологии
- Социальные проблемы и новости
- СМИ
- Культура и искусство
+ идиомы |
| Чтение + слушание (Input) | Художественные, научно-популярные, медийные, эпистолярные тексты на 1000–2000 слов Диалоги обычной скорости на 3–4 мин | Новостные, адаптированные тематические подкасты обычной скорости на 3–5 мин Адаптированные книги разных жанров | Передачи и фильмы с субтитрами Неадаптированные тексты разных стилей на 300–500 слов |
| Говорение (Dialogue practice) | 20–30 минут speaking practice в неделю: ответы на вопросы, ситуативные диалоги, устные рассказы и анализ информации | 30–40 минут speaking practice в неделю: ответы на вопросы, ситуативные диалоги, устные рассказы и анализ информации | - 50–60 минут speaking practice в неделю
- Практика реальных сценариев: магазины, путешествия, переписка
- Деловая речь в рамках своей профессии
|
| Расширение словарного запаса | до 2000 слов | 2500–3000 слов | 3000–4000 слов + идиомы и сленговые выражения |
Пошаговый план на 6 месяцев: как выучить английский язык с нуля в интенсивном темпе
Если времени мало, а ученика ждут неожиданные изменения (скажем, переезд в другую страну), предлагаем план действий для самостоятельного изучения языка с нуля. Конечная цель — достижение уровня А2.
Уроки английского языка на первые 3 месяца
Цель — достижение условного уровня А1.
| Языковая компетенция | Месяц 1 | Месяц 2 | Месяц 3 |
| Произношение (Phonics) | - Ознакомление с IPA (международным фонетическим алфавитом)
- Изучение 20–25 самых частотных символов
- Английское письмо ≠ произношение
- Фокус на коротких гласных /ɪ/, /e/, /æ/, /ʌ/, /ɒ/, /ʊ/: ship–sheep, pen–pan, cup–cap
- Слог с немой e
| - Правила чтения гласных и согласных букв
- Разнообразие звуков
Начальные согласные и контроль положения губ/языка: - /p/ /t/ /k/ с придыханием (aspiration)
- /h/ — правильное «лёгкое дыхание»
- /w/ vs /v/ — критически важная пара
Первые упражнения на распознавание звуков: - выбрать слово, которое услышали
- минимальные пары (bet – bat, sin – seen, see – sea)
| - Звуки [ə], [e], [æ]: man – men, pet – cat
- Чтение буквосочетаний oo, ee
- Конечные согласные (ending consonants): back – bag, kit – kid, pick – pig
- Word stress — ударение в словах:
understand, important, family Правило: многосложные слова всегда имеют один сильный слог |
| Грамматика (Core grammar) | - Can/can’t
- Have/has
- Am/is/are
- Do/does
- Числительные 1 – 20
- Местоимения: I, we, he, she, it, you, they
- Число существительного
| - Present Simple
- Правила формирования повествовательных, отрицательных и вопросительных предложений в настоящем времени
- Числительные 20 – 100, сотни, тысячи
- Базовые предлоги места и времени
| - Present Continuous
- Притяжательные местоимения
- Расширенный список предлогов места и времени
- Союзы and, or, but
- Вопросительные слова
- Порядковые числительные + даты
|
| Словарный запас (Vocabulary) | - Базовые предложения о себе/друге:
My name is… I’m … years old I like…don’t like… I can/cannot … This is my friend… I have a friend/brother/sister… - Названия цветов, размеров
| Лексика по темам: - Друзья
- Семья
- Представление себя
- Описание дома/улицы/города
- Прилагательные — названия форм, параметров, материалов, оценочных суждений
| Лексика по темам: - Хобби/свободное время
- Учёба/работа
- Мой рабочий день
- Мой выходной день
- Покупки
+ диагностический урок английского языка каждую неделю |
| Чтение + слушание (Input) | - Простые тексты до 50 слов
- Диалоги-знакомства (slow) на 3–4 реплики
| - Простые тексты до 100 слов
- Тематические диалоги (slow) на 4–5 реплик
| - Тематические тексты до 150 слов
- Тематические диалоги (slow) на 6–8 реплик
|
| Говорение (Dialogue practice) | Составление 2–3 полных предложений о себе + ответы на простые вопросы | - Диалоги о себе на 4–5 реплик
- Тематические рассказы на 2–3 предложения
| - Воспроизведение small talks на 5–7 реплик
- Рассказы о себе на 6–7 предложений
|
| Расширение словарного запаса | до 250 слов | до 400 слов | до 700 слов |
Как выучить английский язык до А2: месяцы 4–6
Ключевая цель — усиление уверенного А1 и переход к А2.
| Языковая компетенция | Месяц 4 | Месяц 5 | Месяц 6 |
| Произношение (Phonics) | - Звуки [ɛə], [ɑ:], [ɔ], [u:], [ɜ:], [ju]
- Чтение буквосочетаний ar, er, ir, or, ur
- Чтение буквосочетаний ai, ay, au, ea, ear, ei, ey, eu, eau, io, ou
- Чтение буквосочетаний sh, ch, wh, gh, tch, gh
- Правила немых звуков k, l, h, gh, n, p и т. п.
| - Elision (выпадение звуков): nex(t) day, jus(t) one
- Гласные дифтонги – [aɪ], [ɔɪ], [eɪ], [eə], [aʊ], [ʊə], [əʊ], [iə]
- Трифтонги [aɪə], [aʊə] и [eɪə]
- Различение [ʤ] и [ʧ]
- Звуки /θ/ и /ð/: think, this, brother, thanks
| - Мини-диалоги (30–60 секунд) на тренировку чёткости, паузы, ритма
- Тренировка произношения по коротким подкастам/видео 1–2 мин
- Повторение через shadowing
|
| Грамматика (Core grammar) | - Future Simple
- Be going to
- Модальные may, could, must, mustn’t, should
- Исключения во множественном числе прилагательных
- Сложные предлоги места и времени
| - Past Simple
- Степени сравнения прилагательных + исключения
- Базовые правила для инфинитива и герундия
- Наречия
| - Past Continuous
- Present Perfect
- Условные предложения 1 типа
- Сложное предложение
- Простые фразовые глаголы
|
| Словарный запас (Vocabulary) | Лексика по темам: - Транспорт
- Путешествия
- Кафе/рестораны/отели
- Быт
| Лексика по темам: - Жильё
- Одежда + косметика
- Мода + стиль
- Внешность
| Лексика по темам: - Черты характера
- Работа
- Профессии
- Здоровье
- Спорт
|
| Чтение + слушание (Input) | - Художественные тексты до 200 слов
- Подкасты среднего темпа речи на 2–3 мин
| - Художественные тексты или тематические рассказы до 300 слов
- Аудио/видео на 3–4 мин
| - Медийные статьи или художественные тексты до 400 слов
- Короткие фильмы, ролики, диалоги на 5–7 мин
|
| Говорение (Dialogue practice) | - Тематические рассказы на 10 предложений
- Диалоги на 8–10 реплик
| - Описания внешности, характера, дома, профессии и т. п. на 10–12 предложений
- Ситуативные сценарии на 3–5 мин ежедневно
| услышанной информации на 6–8 предложений - Полный пересказ текстов
- Ситуативные диалоги на 4–6 мин ежедневно
|
| Расширение словарного запаса | до 800 слов | до 1000 слов | до 1500 слов |
Изучение английского: когда стоит добавить преподавателя или групповые занятия
Репетитор по английскому необходим, если:
- Ученик не может заставить себя быть настойчивым и систематичным в обучении
- У ученика низкая мотивация
- Есть существенные пробелы хотя бы в одном из аспектов изучения языка — письме, говорении, восприятии на слух, произношении
- Студент занимается самостоятельно, но проверочные тесты показывают медленный прогресс
- Нужно достичь определённого результата за короткий срок
- Необходимо подготовиться к экзаменам — НМТ, IELTS, Кембриджскому экзамену и т. п.
- Есть потребность в повышении профессиональной квалификации на английском
К занятиям с репетитором при желании можно добавлять групповые занятия на курсах, особенно speaking clubs. Английский онлайн полезен ещё и тем, что репетитор привлекает различные приложения и инновационные программы на базе ИИ. А групповые занятия способствуют улучшению навыков коммуникации и командной работы.
Итог: как выучить английский язык без зубрёжки и получить стабильный результат
Прежде всего нужно начинать с анализа своего уровня и способностей, а также возможностей по нагрузке. Далее необходимо составить детальный план обучения с конечной целью на несколько месяцев — как минимум на 3 или 6. И обязательно нужна ежедневная разноплановая работа по грамматике, лексике, чтению, аудированию и говорению.
Итак, ключевая формула успеха: система + регулярность + правильный input + speaking.