Критическое мышление является одним из главных показателей интеллектуального развития как у взрослых, так и детей. Умение прорабатывать любую информацию, находить в ней главное и второстепенное, искать разные способы для выполнения задачи – это все о критическом мышлении. Но как помочь ребенку развить этот полезный навык? В нашей статье мы собрали самые популярные методы, приемы и советы по формированию критического мышления в учеников младших классов.
Что такое критическое мышление?
Критическое мышление – это процесс анализа, оценки и синтеза информации для выделения проблемы и нахождения путей ее решения. Оно помогает человеку развивать логику, уметь приводить четкие аргументы и отстаивать свою позицию. Критическое мышление необходимо применять в разных ситуациях – от процесса обучения до повседневной жизни и профессиональной деятельности.
Критическое мышление базируется на следующих умениях:
- поиск, обработка и анализ информации;
- выделение проблемы;
- логическое построение мнений;
- наведение убедительных аргументов;
- мобильное мышление (способность быстро менять точку зрения, если это требуется в ситуации);
- поиск путей для решения проблемы;
- восприятие мнений других людей;
- отстаивание своей позиции.
Для формирования критического мышления у детей нужно выполнять различные задания на решение задач, поиск информации, оценки ситуации и выбор одного правильного решения из нескольких предложенных.
Читайте также: Интересные задачи на развитие логики у дошкольников и учеников младших классов
Методы критического мышления
Способов для формирования этого навыка очень много, однако мы выделили пятерку наиболее эффективных, идеально подходящих для учеников 1-4 классов.
Сенкан
Сенкан или пятирядие – один из самых популярных и действенных методов развития критического мышления. Это белый (неримированный) стих, состоящий из 5 строк. В каждой строке должно быть фиксированное количество слов.
Из чего состоит сенкан:
- Первая строка (одно слово) – тема (существительное).
- Вторая строка (два слова) – описание (прилагательные).
- Третья строка (три слова) – действие (глаголы).
- Четвертая строчка (четыре слова) – отношение (фраза). Рассказ о своих чувствах по обсуждаемой теме.
- Пятая строчка (одно слово) – синоним или вывод к теме.
Пример сэнкана:
- Весна.
- Теплая, радостная.
- Цветет, пахнет, вдохновляет.
- Мое любимое время года.
- Сезон.
Во время написания сенкана дети учатся подбирать слова, которые лучше всего выражают их мысли и чувства. Они развивают творческие способности и самопознание. Также сенканы улучшают грамматику, ведь школьникам нужно подбирать правильные части речи и обращать внимание на количество слов в каждой строке. Пятирядья помогают улучшить внимание к деталям, развивают эмоциональный интеллект и навыки обобщения информации.
Современные репетиторы украинского языка активно используют метод сенкана на занятиях, ведь такие стихи не только совершенствуют языковые навыки, но и развивают логическое мышление и улучшают интеллектуальные способности у детей младших классов.
Эссе
Эссе – это краткое произведение, в котором ученик выражает свои мысли, взгляды и размышления на определенную тему. В эссе следует высказать свою точку зрения, обосновывая ее аргументами, примерами, цитатами и т.д. Этот способ развития критического мышления подходит для учащихся от 3-4 класса.
Основные черты эссе:
- Субъективность – только собственные мысли, чувства и взгляды на определенную тему; личный опыт, размышления, анализ или критика.
- Литературность – использование различных средств выразительности, таких как метафоры, эпитеты, аналогии, сравнения и т.д.
- Структура – произведение имеет четко выраженную идею или тезис, который развивается и обосновывается в тексте.
- Маленький формат – сжатый, но достаточно плотный рассказ с четким обоснованием мнения ученика.
- Свобода стиля – можно использовать разные стилистические приемы, тон и языковые средства в зависимости от целей и специфики темы.
Для написания эссе учащийся должен выполнить следующий алгоритм:
- Поиск информации по теме.
- Анализ.
- Подбор мнений по теме и проблеме, которая раскрывается в этой теме.
- Выкладывание мыслей на бумаге.
Подробную инструкцию, как научить школьника составлять эссе, можно найти здесь.
Читайте также: Идиомы в английском языке: устойчивые выражения, которые должен знать каждый
Ассоциативный куст
Это также один из самых распространенных способов развития критического мышления на уроках украинского языка. Ассоциативный куст – это метод, помогающий вырабатывать новые идеи через поиск ассоциаций или связей между разными понятиями и предметами.
Суть состоит в расширении границ мышления и поиске ассоциаций с первой идеей или ключевым понятием. Например, если у вас есть ключевое слово «книга», вы можете упомянуть ассоциации, как «чтение», «библиотека», «писатель», «бумага», «слова» и т.д. Каждая из этих ассоциаций может стать новым ключевым понятием для создания других ассоциаций.
Как составить «Ассоциативный куст»:
- Пишем посередине доски слово или ключевую фразу, касающуюся выбранной темы.
- Вокруг этого слова нужно придумать и записать как можно больше ассоциаций.
- У слов, не слишком соответствующих выбранной теме, можно ставить знак вопроса и обсуждать целесообразность их использования вместе с детьми.
Дискуссия
Для развития коммуникативных навыков, повышения уверенности в себе и улучшения умения отстаивать свою позицию лучше всего подойдут дискуссия или дебаты. Они развивают логику, аналитику и аргументацию.
В ходе дискуссии дети могут высказывать мнения, задавать вопросы и обмениваться идеями с другими участниками беседы. Они учатся использовать конкретные факты и примеры для подтверждения собственной позиции. А также приобретают умение слушать и воспринимать позицию другого человека, даже если она кажется ложной.
Дискуссия помогает детям рассматривать сложные темы или ситуации с разных точек зрения и совместно находить одно решение или разные варианты решения проблем.
Как настроить дискуссию:
- Определяем проблемный вопрос.
- Делимся на две группы. Первая группа с позицией «за», другая – с «против».
- У каждой группы есть несколько минут, чтобы вместе продумать четкие аргументы в поддержку позиции, найти факты или подтверждения с литературы.
- Затем группы делятся своими доводами и анализируют полученную информацию.
- Побеждает та группа, которая привела и обосновала больше аргументов за или против.
Пресс
Этот метод можно использовать для учащихся 1-2 классов для подготовки к написанию эссе в старших классах. Задача «Пресса» состоит в том, чтобы научить детей вслух выражать свои мысли по четкому плану.
Учитель (или взрослый) выбирает одно изречение, фразу или тезис, о котором нужно рассказать ученику. К примеру: «Переходить дорогу на красный свет очень опасно». У ученика есть несколько минут, чтобы продумать свою позицию и привести аргументы. Далее он должен высказать мнение по следующей схеме:
- Мое мнение – «Я считаю…».
- Причина, почему я так считаю (объяснение точки зрения) – «Это потому, что…», «Ведь…», «Ибо…».
- Аргументы и факты в поддержку позиции – «Например…», «Может возникнуть ситуация, когда…», «Если такое случится, то…».
- Обобщение мнения, вывод – «Таким образом…», «Как мы видим…», «Итак…».
Во время рассказа можно задавать ученику дополнительные вопросы, просить более подробно описать ситуацию и рассказать: «А что было бы, если бы…».
Посредством систематической работы над развитием критического мышления у учеников младших классов возрастет интерес к учебе, повысится желание приобретать новые знания и анализировать их с помощью логики. А еще пробудить любопытство к любому предмету поможет репетитор. На платформе онлайн-школы BUKI School есть преподаватели с математики, украинского, английского, истории Украины, физики, химии и биологии, которые проводят уроки с максимальной пользой и использованием интерактивных методов обучения.