Методы критического мышления
Способов для формирования этого навыка очень много, однако мы выделили пятерку наиболее эффективных, идеально подходящих для учеников 1-4 классов.
Сенкан
Сенкан или пятирядие – один из самых популярных и действенных методов развития критического мышления. Это белый (неримированный) стих, состоящий из 5 строк. В каждой строке должно быть фиксированное количество слов.
Из чего состоит сенкан:
- Первая строка (одно слово) – тема (существительное).
- Вторая строка (два слова) – описание (прилагательные).
- Третья строка (три слова) – действие (глаголы).
- Четвертая строчка (четыре слова) – отношение (фраза). Рассказ о своих чувствах по обсуждаемой теме.
- Пятая строчка (одно слово) – синоним или вывод к теме.
Пример сэнкана:
- Весна.
- Теплая, радостная.
- Цветет, пахнет, вдохновляет.
- Мое любимое время года.
- Сезон.
Во время написания сенкана дети учатся подбирать слова, которые лучше всего выражают их мысли и чувства. Они развивают творческие способности и самопознание. Также сенканы улучшают грамматику, ведь школьникам нужно подбирать правильные части речи и обращать внимание на количество слов в каждой строке. Пятирядья помогают улучшить внимание к деталям, развивают эмоциональный интеллект и навыки обобщения информации.
Современные репетиторы украинского языка активно используют метод сенкана на занятиях, ведь такие стихи не только совершенствуют языковые навыки, но и развивают логическое мышление и улучшают интеллектуальные способности у детей младших классов.
Эссе
Эссе – это краткое произведение, в котором ученик выражает свои мысли, взгляды и размышления на определенную тему. В эссе следует высказать свою точку зрения, обосновывая ее аргументами, примерами, цитатами и т.д. Этот способ развития критического мышления подходит для учащихся от 3-4 класса.
Основные черты эссе:
- Субъективность – только собственные мысли, чувства и взгляды на определенную тему; личный опыт, размышления, анализ или критика.
- Литературность – использование различных средств выразительности, таких как метафоры, эпитеты, аналогии, сравнения и т.д.
- Структура – произведение имеет четко выраженную идею или тезис, который развивается и обосновывается в тексте.
- Маленький формат – сжатый, но достаточно плотный рассказ с четким обоснованием мнения ученика.
- Свобода стиля – можно использовать разные стилистические приемы, тон и языковые средства в зависимости от целей и специфики темы.
Для написания эссе учащийся должен выполнить следующий алгоритм:
- Поиск информации по теме.
- Анализ.
- Подбор мнений по теме и проблеме, которая раскрывается в этой теме.
- Выкладывание мыслей на бумаге.
Подробную инструкцию, как научить школьника составлять эссе, можно найти здесь.
Ассоциативный куст
Это также один из самых распространенных способов развития критического мышления на уроках украинского языка. Ассоциативный куст – это метод, помогающий вырабатывать новые идеи через поиск ассоциаций или связей между разными понятиями и предметами.
Суть состоит в расширении границ мышления и поиске ассоциаций с первой идеей или ключевым понятием. Например, если у вас есть ключевое слово «книга», вы можете упомянуть ассоциации, как «чтение», «библиотека», «писатель», «бумага», «слова» и т.д. Каждая из этих ассоциаций может стать новым ключевым понятием для создания других ассоциаций.
Как составить «Ассоциативный куст»:
- Пишем посередине доски слово или ключевую фразу, касающуюся выбранной темы.
- Вокруг этого слова нужно придумать и записать как можно больше ассоциаций.
- У слов, не слишком соответствующих выбранной теме, можно ставить знак вопроса и обсуждать целесообразность их использования вместе с детьми.
Дискуссия
Для развития коммуникативных навыков, повышения уверенности в себе и улучшения умения отстаивать свою позицию лучше всего подойдут дискуссия или дебаты. Они развивают логику, аналитику и аргументацию.
В ходе дискуссии дети могут высказывать мнения, задавать вопросы и обмениваться идеями с другими участниками беседы. Они учатся использовать конкретные факты и примеры для подтверждения собственной позиции. А также приобретают умение слушать и воспринимать позицию другого человека, даже если она кажется ложной.
Дискуссия помогает детям рассматривать сложные темы или ситуации с разных точек зрения и совместно находить одно решение или разные варианты решения проблем.
Как настроить дискуссию:
- Определяем проблемный вопрос.
- Делимся на две группы. Первая группа с позицией «за», другая – с «против».
- У каждой группы есть несколько минут, чтобы вместе продумать четкие аргументы в поддержку позиции, найти факты или подтверждения с литературы.
- Затем группы делятся своими доводами и анализируют полученную информацию.
- Побеждает та группа, которая привела и обосновала больше аргументов за или против.
Пресс
Этот метод можно использовать для учащихся 1-2 классов для подготовки к написанию эссе в старших классах. Задача «Пресса» состоит в том, чтобы научить детей вслух выражать свои мысли по четкому плану.
Учитель (или взрослый) выбирает одно изречение, фразу или тезис, о котором нужно рассказать ученику. К примеру: «Переходить дорогу на красный свет очень опасно». У ученика есть несколько минут, чтобы продумать свою позицию и привести аргументы. Далее он должен высказать мнение по следующей схеме:
- Мое мнение – «Я считаю…».
- Причина, почему я так считаю (объяснение точки зрения) – «Это потому, что…», «Ведь…», «Ибо…».
- Аргументы и факты в поддержку позиции – «Например…», «Может возникнуть ситуация, когда…», «Если такое случится, то…».
- Обобщение мнения, вывод – «Таким образом…», «Как мы видим…», «Итак…».
Во время рассказа можно задавать ученику дополнительные вопросы, просить более подробно описать ситуацию и рассказать: «А что было бы, если бы…».
Посредством систематической работы над развитием критического мышления у учеников младших классов возрастет интерес к учебе, повысится желание приобретать новые знания и анализировать их с помощью логики. А еще пробудить любопытство к любому предмету поможет репетитор. На платформе онлайн-школы BUKI School есть преподаватели с математики, украинского, английского, истории Украины, физики, химии и биологии, которые проводят уроки с максимальной пользой и использованием интерактивных методов обучения.