Что такое формировальное оценивание?
Это оценка, которая является итогом наблюдений за развитием ребенка на протяжении учебного года. В фокусе такого оценивания не конечный результат, а прогресс в изучении предмета или курса, овладении навыками.
Цель такого оценивания – дать информацию учителю и родителям об эффективности методов обучения. Так учитель может адаптировать учебные условия в классе и пытаться делать их как можно больше персонализированными для каждого ребенка. В итоге ученик ощущает меньше стресса и имеет более благоприятную среду для проявления своих умений.
Как видим, оценки в 1-4 классах НУШ сосредоточены на процессе учебы. То же самое касается и анализа социальных навыков и умений. Раньше этому почти не уделяли внимания.
Вербальная формулировка оценок для 2 класса немного отличается:
- лучшие результаты – продуктивно-творческий уровень
- хорошие результаты – продуктивный уровень
- удовлетворительные результаты – репродуктивный уровень
- невысокие результаты – уровень копирования образцов
Такие аспекты оценивания НУШ направлены на анализ способности ребенка выполнять разные типы заданий. К примеру, на уровне копирования образцов ученик может правильно переписать текст с учебника. На репродуктивном уровне – пересказать его. На продуктивном – найти в тексте и сгруппировать названия лиц, предметов, действий и т.п. На продуктивно-творческом – дописать текст собственными предложениями согласно условий.
Уровни оценивания НУШ для учеников третьих и четвертых классов
Оценивание знаний в 3 и 4 классе отличаются от оценивания в 1 и 2 классе. Начиная с 3 класса, школьники имеют уровневую систему оценивания. Она охватывает 4 уровня:
- начальный
- средний
- достаточный
- высокий
Считается, что такое оценивание является переходным этапом, который готовит детей к получению оценок в баллах с 5 класса.
Так что семестровые и годовые оценки учащихся 3 и 4 классов обозначаются в виде первых букв уровня: П, С, Д и В.
Плюсы и минусы оценивания без оценок
Вербальное и уровневое оценивание призвано отслеживать последовательный прогресс ребенка. Оно более глубокое и точное, нежели обычные баллы. Оценки НУШ предметных навыков и практических умений показывают, какие методы преподавания следует улучшить, какие виды учебной деятельности усилить и т.д.
Родителям не стоит пытаться перевести эти уровни в баллы. Как например, искать «удовлетворительно» это какая оценка». Ведь уровневое оценивание показывает общее продвижение в изучении предмета или курса.
Среди минусов есть риск, что ребенок долго будет привыкать к оценкам в баллах в средней школе. Также у многих родителей, которые хотят определить уровень знаний детей по 12-бальной шкале, есть некоторое волнение и чувство неизвестности. А чтобы всегда быть спокойным за своего ребенка, найдите ему хорошего репетитора.

Критерии оценивания учебных достижений учащихся 1-4 классов НУШ
Родителям важно понять, по каким показателям определяется уровень учебной компетентности их детей. Основные критерии оценивания по каждому из уровней:
- Начальный: ребенок может копировать образцы, воспроизводить часть услышанной или прочитанной информации, называть отдельные черты объектов, анализировать результат выполненных заданий по образцу как правильный или неправильный
- Средний: ребенок может назвать существенные признаки объектов, определить общие и отличающие черты, группировать объекты по данным условиям, приводить примеры, проверять способ и результат выполнения заданий по образцу
- Достаточный: ребенок может устанавливать причинно-следственные связи между объектами, находить нужную информацию по собственной инициативе, находить и исправлять ошибки во время выполнения заданий, аргументировать ответы правилами
- Высокий: ребенок способен комбинировать навыки и применять теоретические знания на практике, детально характеризовать объекты и классифицировать их, пробовать разные методы выполнения заданий и прогнозировать результат, самостоятельно находить дополнительную информацию и оценивать ее достоверность, дискутировать по поводу учебных вопросов и делать выводы
Важным критерием достаточного и высокого уровней является и самооценка НУШ – умение ребенка самостоятельно оценивать свои знания, успехи и достижения.