Большой летний розыгрыш – получи 48 уроков в подарок!

Обновлено: 22.08.2024

 Отмена оценок в младших классах НУШ: плюсы и минусы

Отмена оценивания в младших классах по формату НУШ: Плюсы и минусы школы без оценок

В этой статье размышляем, важны ли оценки в школе и в каком формате. Вы узнаете о правилах оценивания в 1-4 классах по критериям НУШ. Наш материал полезен для всех родителей. Ведь вы сможете сделать свой вывод, насколько эффективной является отмена баллов. 

Оценивание НУШ в первом и втором классах

У многих родителей будущих первоклассников возникает вопрос, есть ли оценки в первом классе. Сейчас успехи учеников 1-4 классов в Новой украинской школе фиксируются в Свидетельстве о достижениях. Это документ, содержащий информацию о ребенке по 2 типам характеристики:

  • охватывающие умения, то есть понимание прочитанного, способность к сотрудничеству, инициативность, активность, творчество, рефлексия и прочее
  • результаты обучения по предметам или интегрированным курсам

Так, критерии оценивания НУШ значительно отличаются от предыдущего оценивания успешности в баллах. Так как в 1 и 2 классах ребенок еще проходит адаптацию к учебным условиям, его достижения анализируются не по итогам, а по самому процессу обучения. Итак, в 1 и 2 классе ребенок может получать такие условные «оценки»:

  • «має значні успіхи»
  • «демонструє помітний прогрес»
  • «досягає результату з допомогою вчителя»
  • «потребує значної уваги і допомоги»

Многим родителям это оценивание помогает понять, на каком этапе находится ребенок, есть ли у него трудности с интеграцией в учебный процесс и школьную жизнь. Ведь словесное оценивание в начальной школе касается не только учебных дисциплин, но и охватывающих навыков. В онлайн-школе BUKI School профессиональные репетиторы помогут вашему ребенку легко усвоить программу и не переживать за оценки. 

Читайте также: Упражнения для развития внимания у школьников

blog-banner

Что такое формировальное оценивание?

Это оценка, которая является итогом наблюдений за развитием ребенка на протяжении учебного года. В фокусе такого оценивания не конечный результат, а прогресс в изучении предмета или курса, овладении навыками.

Цель такого оценивания – дать информацию учителю и родителям об эффективности методов обучения. Так учитель может адаптировать учебные условия в классе и пытаться делать их как можно больше персонализированными для каждого ребенка. В итоге ученик ощущает меньше стресса и имеет более благоприятную среду для проявления своих умений. 

Как видим, оценки в 1-4 классах НУШ сосредоточены на процессе учебы. То же самое касается и анализа социальных навыков и умений. Раньше этому почти не уделяли внимания. 

Вербальная формулировка оценок для 2 класса немного отличается:

  • лучшие результаты – продуктивно-творческий уровень
  • хорошие результаты – продуктивный уровень
  • удовлетворительные результаты – репродуктивный уровень
  • невысокие результаты – уровень копирования образцов

Такие аспекты оценивания НУШ направлены на анализ способности ребенка выполнять разные типы заданий. К примеру, на уровне копирования образцов ученик может правильно переписать текст с учебника. На репродуктивном уровне – пересказать его. На продуктивном – найти в тексте и сгруппировать названия лиц, предметов, действий и т.п. На продуктивно-творческом – дописать текст собственными предложениями согласно условий. 

Уровни оценивания НУШ для учеников третьих и четвертых классов

Оценивание знаний в 3 и 4 классе отличаются от оценивания в 1 и 2 классе. Начиная с 3 класса, школьники имеют уровневую систему оценивания. Она охватывает 4 уровня:

  • начальный
  • средний
  • достаточный
  • высокий

Считается, что такое оценивание является переходным этапом, который готовит детей к получению оценок в баллах с 5 класса. 

Так что семестровые и годовые оценки учащихся 3 и 4 классов обозначаются в виде первых букв уровня: П, С, Д и В.

Плюсы и минусы оценивания без оценок

Вербальное и уровневое оценивание призвано отслеживать последовательный прогресс ребенка. Оно более глубокое и точное, нежели обычные баллы. Оценки НУШ предметных навыков и практических умений показывают, какие методы преподавания следует улучшить, какие виды учебной деятельности усилить и т.д.

Родителям не стоит пытаться перевести эти уровни в баллы. Как например, искать «удовлетворительно» это какая оценка». Ведь уровневое оценивание показывает общее продвижение в изучении предмета или курса. 

Среди минусов есть риск, что ребенок долго будет привыкать к оценкам в баллах в средней школе. Также у многих родителей, которые хотят определить уровень знаний детей по 12-бальной шкале, есть некоторое волнение и чувство неизвестности. А чтобы всегда быть спокойным за своего ребенка, найдите ему хорошего репетитора

Читайте также: Задания по математике на лето

Критерии оценивания учебных достижений учащихся 1-4 классов НУШ

Родителям важно понять, по каким показателям определяется уровень учебной компетентности их детей. Основные критерии оценивания по каждому из уровней:

  • Начальный: ребенок может копировать образцы, воспроизводить часть услышанной или прочитанной информации, называть отдельные черты объектов, анализировать результат выполненных заданий по образцу как правильный или неправильный
  • Средний: ребенок может назвать существенные признаки объектов, определить общие и отличающие черты, группировать объекты по данным условиям, приводить примеры, проверять способ и результат выполнения заданий по образцу
  • Достаточный: ребенок может устанавливать причинно-следственные связи между объектами, находить нужную информацию по собственной инициативе, находить и исправлять ошибки во время выполнения заданий, аргументировать ответы правилами
  • Высокий: ребенок способен комбинировать навыки и применять теоретические знания на практике, детально характеризовать объекты и классифицировать их, пробовать разные методы выполнения заданий и прогнозировать результат, самостоятельно находить дополнительную информацию и оценивать ее достоверность, дискутировать по поводу учебных вопросов и делать выводы

Важным критерием достаточного и высокого уровней является и самооценка НУШ – умение ребенка самостоятельно оценивать свои знания, успехи и достижения.

Читайте также: Подготовка ребенка к школе

Автор:

Ищете репетитора?

Найдите подходящего для всех ваших критериев

Отмена оценок в младших классах НУШ

Почему в НУШ отменили балльную систему оценивания?

Балльная система оценивания в 1-4 классах НУШ была заменена вербальной оценкой для снижения стресса у учеников и акцентирования внимания на прогрессе в обучении.

Какие преимущества вербальной оценки?

Вербальная оценка позволяет более глубоко оценить прогресс ребенка, учитывая его индивидуальные особенности, и способствует формированию самооценки.

Как подготовить ребенка к оценкам в средней школе?

При переходе в среднюю школу важно постепенно знакомить ребенка с балльной системой оценивания через дополнительные занятия и поддержку репетитора.