Дети с дислексией почти ничем не отличаются от сверстников, однако имеют одну характерную особенность – буквы и слова так и норовят сбежать из их поля зрения во время чтения и письма. Как правильно учить детей с особенностями зрительного и слухового восприятия, расскажем в этой статье. А еще поделимся упражнениями на работу с нарушениями и советами по обучению.
Признаки дислексии
Дислексия – это неврологическое расстройство, влияющее на способность ребенка читать, писать и понимать язык. Дислексия не является интеллектуальной проблемой, но она может влиять на общее развитие ребенка и способность к обучению. Основной признак расстройства заключается в усложненном распознавании и понимании слов, а не в недостаточном желании или усилиях ребенка.
К типичным симптомам, по которым определяют дислексию у детей и взрослых, относятся:
1. Проблемы с чтением:
- Ребенок может читать медленно и с большим усилием.
- Не может определить правильный порядок звуков в слове.
- Сложно распознает слова, даже те, которые он раньше знал.
- Путает подобные по звучанию слова.
- Утрачивает место на странице во время чтения.
- Теряет слова или целые абзацы на одной странице.
2. Проблемы с письмом:
- Ребенок может совершать ошибки при написании слов.
- Сложно справляется с грамматикой и правописанием.
- Путает порядок букв в слове.
3. Проблемы с фонетическим осознанием:
- Плохо усваивает информацию на слух.
- Имеет сложности в распознавании и различении звуков речи.
- Может путать порядок слов в предложении.
4. Проблемы с концентрацией и планированием:
- Трудно сосредотачивается на выполнении задания.
- Быстро устает от учебы.
- Плохо запоминает даты, имена и факты.
- Не может структурировать текст.
- Не может написать связный рассказ, сочинение или эссе.
Если вы заметили эти признаки у ребенка, важно обратиться к врачу-неврологу или педагогу-дефектологу для оценки расстройства и его диагностики. Своевременное выявление и поддержка могут значительно облегчить обучение и развитие ребенка.
Заметим, что дети с дислексией не должны обязательно учиться в инклюзивных классах. Для того чтобы ребенок комфортно чувствовал себя на фоне сверстников, ему нужно немного больше времени выделять на обучение и посещать дополнительные занятия. Чаще ученикам нужна помощь репетитора по украинскому языку.
Навыки зрительного восприятия, нарушаемые при дислексии
- Визуальное закрытие – способность находить один объект на изображении; угадывать, какой объект расположен на рисунке, если виден только его фрагмент и т.п. Дети, имеющие недостаточные навыки зрительного закрытия, часто путают слова в предложениях (особенно имеющих одинаковое начало и окончание).
- Выборочное восприятие – это навык находить и идентифицировать определенный объект, когда он расположен среди других объектов. При нарушениях ребенку трудно: сконцентрироваться на одном предложении или на слове на странице, найти необходимую информацию в тексте, искать личные вещи на полках или доставать конкретную еду из холодильника, списывать слова с доски, держаться одной строки во время письма, читать схемы и диаграммы.
- Постоянство форм – умение идентифицировать буквы, фигуры и предметы, когда они выглядят измененными. Детям с дислексией, например, трудно распознать любую букву, написанную в тексте другим шрифтом, или имеющую другой размер, цвет и стиль оформления. Также они часто путают буквы с цифрами и математическими символами.
- Визуальная память и последовательность – способность запоминать форму объектов и воспроизводить их на письме. При нарушениях этот навык теряется и учащимся трудно правильно переписать информацию с доски или учебника, ведь они быстро забывают порядок букв и слов в предложении. Самые распространенные ошибки: пропуск букв и слов, замена или дополнение букв. Дети с дефицитом последовательности плохо запоминают числа, путаются в фактах и часто не могут правильно пересказать текст, путая середину, начало и конец.
- Пространственное восприятие – понимание, как расположены предметы в пространстве. При дислексии дети часто путают понятие, где находится лево или право, где верх или низ и т.д. Поэтому они могут случайно начинать читать текст справа налево и так же писать в тетради.