Выберите заказ для пополнения занятий

Пополнить

Покупайте пакет от 8 уроков и
получайте 2 занятия БЕСПЛАТНО!

Как настроить правильный процесс обучения для ребенка с дислексией?

  1. Признаки дислексии
  2. Упражнения для коррекции визуальных навыков у учащихся младших классов с дислексией

Дети с дислексией почти ничем не отличаются от сверстников, однако имеют одну характерную особенность – буквы и слова так и норовят сбежать из их поля зрения во время чтения и письма. Как правильно учить детей с особенностями зрительного и слухового восприятия, расскажем в этой статье. А еще поделимся упражнениями на работу с нарушениями и советами по обучению.

Признаки дислексии

Дислексия – это неврологическое расстройство, влияющее на способность ребенка читать, писать и понимать язык. Дислексия не является интеллектуальной проблемой, но она может влиять на общее развитие ребенка и способность к обучению. Основной признак расстройства заключается в усложненном распознавании и понимании слов, а не в недостаточном желании или усилиях ребенка.

 

К типичным симптомам, по которым определяют дислексию у детей и взрослых, относятся:

 

 1. Проблемы с чтением:

  • Ребенок может читать медленно и с большим усилием.
  • Не может определить правильный порядок звуков в слове.
  • Сложно распознает слова, даже те, которые он раньше знал.
  • Путает подобные по звучанию слова.
  • Утрачивает место на странице во время чтения.
  • Теряет слова или целые абзацы на одной странице.

 2. Проблемы с письмом:

  • Ребенок может совершать ошибки при написании слов.
  • Сложно справляется с грамматикой и правописанием.
  • Путает порядок букв в слове.

 3. Проблемы с фонетическим осознанием:

  • Плохо усваивает информацию на слух.
  • Имеет сложности в распознавании и различении звуков речи.
  • Может путать порядок слов в предложении.

 4. Проблемы с концентрацией и планированием:

  • Трудно сосредотачивается на выполнении задания.
  • Быстро устает от учебы.
  • Плохо запоминает даты, имена и факты.
  • Не может структурировать текст.
  • Не может написать связный рассказ, сочинение или эссе.

 

Если вы заметили эти признаки у ребенка, важно обратиться к врачу-неврологу или педагогу-дефектологу для оценки расстройства и его диагностики. Своевременное выявление и поддержка могут значительно облегчить обучение и развитие ребенка.

 

Заметим, что дети с дислексией не должны обязательно учиться в инклюзивных классах. Для того чтобы ребенок комфортно чувствовал себя на фоне сверстников, ему нужно немного больше времени выделять на обучение и посещать дополнительные занятия. Чаще ученикам нужна помощь репетитора по украинскому языку.

 

Упражнения на чтение

Навыки зрительного восприятия, нарушаемые при дислексии

  • Визуальное закрытие – способность находить один объект на изображении; угадывать, какой объект расположен на рисунке, если виден только его фрагмент и т.п. Дети, имеющие недостаточные навыки зрительного закрытия, часто путают слова в предложениях (особенно имеющих одинаковое начало и окончание).
  • Выборочное восприятие – это навык находить и идентифицировать определенный объект, когда он расположен среди других объектов. При нарушениях ребенку трудно: сконцентрироваться на одном предложении или на слове на странице, найти необходимую информацию в тексте, искать личные вещи на полках или доставать конкретную еду из холодильника, списывать слова с доски, держаться одной строки во время письма, читать схемы и диаграммы.
  • Постоянство форм – умение идентифицировать буквы, фигуры и предметы, когда они выглядят измененными. Детям с дислексией, например, трудно распознать любую букву, написанную в тексте другим шрифтом, или имеющую другой размер, цвет и стиль оформления. Также они часто путают буквы с цифрами и математическими символами.
  • Визуальная память и последовательность – способность запоминать форму объектов и воспроизводить их на письме. При нарушениях этот навык теряется и учащимся трудно правильно переписать информацию с доски или учебника, ведь они быстро забывают порядок букв и слов в предложении. Самые распространенные ошибки: пропуск букв и слов, замена или дополнение букв. Дети с дефицитом последовательности плохо запоминают числа, путаются в фактах и часто не могут правильно пересказать текст, путая середину, начало и конец.
  • Пространственное восприятие – понимание, как расположены предметы в пространстве. При дислексии дети часто путают понятие, где находится лево или право, где верх или низ и т.д. Поэтому они могут случайно начинать читать текст справа налево и так же писать в тетради.

 

Читайте также: Как научить ребенка мыслить критически?

Занятие с ребенком

Упражнения для коррекции визуальных навыков у учащихся младших классов с дислексией

  1. Воспроизведение рисунков. Нарисуйте простой объект (например, фрукт, фигуру или символ) на доске или на листе бумаги, затем попросите ребенка точно скопировать его. Увеличивайте сложность задания со временем, добавляя детали или используя более детализированные рисунки.
  2. Распознавание форм и образов. Покажите учащемуся карты с разными формами (круг, квадрат, треугольник) и попросите его найти подобную форму в окружающей среде (например, найти квадрат в окне, круг в раковине и т.п.). Используйте конструкторы или пазлы для создания различных форм.
  3. Распознавание слов. Используйте карты с простыми словами, которые ребенок должен прочитать и найти в тексте. Попросите придумать предложения с этими словами.
  4. Выявление отличий. Распечатайте картинки с отличиями и попросите ребенка найти разницу между ними. Также можно искать отличия между реальными предметами. Например, на двух мячах, имеющих разные цвета и узоры.
  5. Координация движений. Ищите задачи, требующие точного управления движениями ребенка. Это может быть прохождение лабиринта на бумаге, рисование по точкам и т.п. Используйте конструкторы или игрушки, которые нужно собирать по определенным инструкциям.

 

Читайте также: Начальный уровень английского: изучаем цифры и числа вместе

 

 

Советы родителям и учителям, обучающим ребенка с дислексией

Учитывая, что дислексия создает некоторые вызовы для обучения и развития, к занятиям с детьми следует относиться максимально ответственно. Вот несколько советов, которые нужно уяснить.

 

 

Для родителей:

  • Дайте ребенку абсолютную поддержку. Примите его со всеми талантами и ограничениями. Отдавайте предпочтение положительному подходу к обучению и постоянной похвале за достижения (даже самые маленькие).
  • Никогда не сравнивайте с другими учениками. Особенно это касается академических достижений. Самооценка ребенка не может зависеть от того, что ему трудно контролировать физически.
  • Постоянно изучайте информацию о дислексии. Понимание принципов, признаков и характеристик этого расстройства помогут вам и вашему ребенку лучше справляться с ним. Изучите стратегии и методы обучения, предназначенные для детей с дислексией.
  • Общайтесь с учителями, чтобы обсуждать потребности вашего ребенка и разработать индивидуальный учебный план.
  • Вовлекайте в сотрудничество логопедов, психологов и других специалистов, которые могут помочь в создании эффективных стратегий обучения.

 

Если требуется профессиональный репетитор с индивидуальным подходом к обучению, найдете его в онлайн-школе БукиСкул . Здесь есть преподаватели по основным школьным дисциплинам, среди которых математика, украинский и английский.

 

 

Для учителей:

  • Исследуйте дислексию. Углубленное понимание расстройства поможет подобрать эффективные методы обучения и поддержки детей.
  • Индивидуализируйте подход. Разработайте индивидуальный план обучения для ребенка с учетом его потребностей, сильных и слабых сторон.
  • Используйте различные методы обучения и оценки, чтобы дать ребенку возможность проявить свои способности.
  • Создавайте благоприятную среду для обучения, где ребенок чувствует себя комфортно и мотивированно.
  • Активно сотрудничайте с родителями, чтобы обсуждать прогресс ребенка.


Читайте также: Интересные задачи на развитие логики у дошкольников и учеников младших классов

Автор:

Как настроить правильный процесс обучения для ребенка с дислексией?

Какие признаки дислексии?

Проблемы с фонетическим осознанием: плохо усваивает информацию на слух; имеет сложности в распознавании и различении звуков речи; может путать порядок слов в предложении.

Какие коррекционные упражнения подходят для учащихся младших классов с дислексией?

Распознавание слов. Используйте карты с простыми словами, которые ребенок должен прочитать и найти в тексте. Попросите придумать предложения с этими словами.

16.07.2024

Нужна ли ребенку подготовка к школе?

Подготовка ребенка к школе является важным этапом, требующим немалых усилий от родителей и малышей. Правильная организация этого процесса поможет будущему школьнику добиться успехов в обучении и социализации.

28.03.2024

Список лучших мультфильмов, которые следует посмотреть с детьми

Большинство детей ежедневно проводят время в телефоне, планшете или за просмотром программ на телевизоре, ведь выбор развлекательного контента чрезвычайно велик. Но есть ли польза от такого занятия? Родителям важно помнить, что мультфильмы – это не только источник смеха и развлечений. Они могут быть мощным инструментом для обучения и формирования правильных ценностей. Действительно хорошие мультфильмы учат детей эмпатии, толерантности, развивают их воображение и креативность, а также наталкивают