Сочинение-рассуждение справедливо считаются вершиной в мастерстве написания сочинений. Соблюдать структуру, быть лаконичным и продемонстрировать способность к критическому мышлению — вот перечень ключевых задач, стоящих перед автором сочинения-рассуждения.
Как с ними справиться – узнаете дальше.
Сочинение-рассуждение: что это такое?
Сочинение-рассуждение или сочинение-размышление – это логический текст, в котором автор размышляет о проблеме или ситуации, исследует причины и последствия, а также формулирует выводы.
Сочинение-рассуждение имеет стандартную структуру: Введение, Основную часть и Выводы. Однако требования к объемам и содержанию могут изменяться в зависимости от задачи.
Во вступлении автор актуализирует тему и/или выражает свою позицию. Его можно начать с общего утверждения и постепенно перейти к выражению вашей позиции, а можно сразу стартовать с фраз, которые вы найдете ниже.
В Основной части вы приводите аргументы и примеры, объясняющие вступление. Аргументы могут освещать жизненный опыт автора. Чтобы получить более высокую оценку, вам лучше ссылаться на исторические события или фигуры, а также на литературные произведения и визуальное искусство.
В Выводах автор обобщает и подытоживает предварительные соображения.
Сочинение-рассуждение оценивается по нескольким критериям, среди которых орфография, пунктуация, словоупотребление, а также количество и качество аргументов, соответствие структуре и объему. Именно из-за большого количества требований к произведению, писать их с отличием может быть трудной задачей. Если хотите справиться с этой комплексной задачей побыстрее, обратитесь к репетитору по украинскому языку.
Сочинение-рассуждение в школе и на ВНО: как написать
Подготовительный этап
Если вам нужно написать сочинение-рассуждение на свободную тему, подумайте о том, с чем у вас есть эмоциональная связь или что вас интересует. Вспомните о том, что недавно вас поразило или заставило задуматься о чем-нибудь. Таким образом, вам будет легче сформулировать тезис и подобрать аргументы и примеры.
Если тема уже известна по заданию, то сначала дайте себе время подумать о том, согласны ли вы с такой формулировкой вопроса и каково ваше отношение к теме в целом. Далее, когда вы выясните свою позицию, можно начинать поиск аргументов и примеров, которые могли бы проиллюстрировать ваше мнение.
В поиске аргументов и примеров вспомните о тех мультфильмах или сериалах, фильмах или книгах, исторических событиях или биографиях, которые могут подтвердить, подвесить или объяснить центральную проблему произведения или вашу позицию. Запишите все идеи.
Составление структуры
На основе предыдущих записей, составьте структуру сочинения и краткое содержание каждой части.
Здесь важно учесть и требования к объему всех частей. Основная часть должна быть самой большой и составлять не менее 60–70% сочинения. А на Введение и Выводы отводится всего около 30% текста.
То есть, если вам нужно написать сочинение на 150 слов, Введение и Выводы должны состоять из не больше 50 слов, а вдвое больший объем — 100 слов — будет содержать Основная часть.
- Для Вступления можете воспользоваться релевантной цитатой или фразеологизмом, а можете просто выразить свое отношение к обсуждаемой теме или проблеме. Во введении рекомендуется использовать следующие формулы:
- «Я считаю, …»
- «По моему мнению, …»
- «По моему убеждению, …»
- «Как по мне…»
- В Основной части изложите аргументы и примеры. Для школьного сочинения обычно требуется два аргумента или примера. Для ВНО требования выше: нужно сразу подать и два аргумента, и два примера в их подтверждение.
Следующие языковые клише помогут вам начать обосновывать и иллюстрировать свою позицию в произведении, а также связать между собой разные подразделения в основной части.
- «Моя позиция обусловлена тем, что…»
- «Мое убеждение основывается на том, что…»
- «Аргументом в пользу этого тезиса может служить то, что…»
- «Доказать свое утверждение могу следующими аргументами:…
- «Мое мнение может показаться странным, но попытаюсь убедить вас следующими аргументами:…»
- «На ум приходит…»
- «В связи с поднятой проблемой вспомню произведение…»
- «Ярким примером для меня есть…»
- «Говоря о…, невозможно не упомянуть…»
- «Тема моего размышления затрагивается в произведении…. Там…»
- «Лучшей иллюстрацией такого понимания проблемы является»
- «История дает много примеров… Один из них…»
- «Хочу привести пример из собственной жизни…»
- «Кроме того, …»
- «Во-первых, во-вторых, …»
- «Возвращаясь к мысли о…, хочу отметить, что…»
- «Как я уже утверждал, …»
- «Как я уже отмечал, …»
В Выводах дайте финальные замечания ко всему, что написали выше или просто переформулируйте вступление другими словами. Этот раздел начните со следующих фраз:
- «Приходим к выводу, что…»
- «Подводя итог, отмечу, что…»
- «Итак, делаем вывод, что…
- «Как видим, …»
- «Завершая размышления, подытожу:…»
Завершение произведения
Просмотрите черновик и убедитесь в том, что все аргументы логичны и подходят к тезису.
Напишите полную версию сочинения и просмотрите ее на предмет ошибок в правописании и знаков препинания, а также на соответствие требованиям к объему и структуре. При необходимости перечитайте сочинение вслух — это помогает более эффективно выявлять ошибки и несуразные формулировки.
После этого произведение можно отдавать на проверку.
Сочинение-миниатюра: что это и чем отличается
Сочинение-миниатюра – это любое произведение, его определяющий признак не в теме или образе мышления, а в объеме. Такое произведение более короткое, состоит из нескольких предложений или абзацев.
Хотя объем сочинения-миниатюры мал, он строится по стандартной структуре. Он должен содержать и вводную и основную часть, и логическое завершение. О них – в разделе выше.
Как научиться писать сочинения: советы
Умение писать сочинения — это не врожденный талант, а приобретаемый с опытом навык. В то же время проблемы с написанием сочинений-рассуждений закономерны, ведь в бытовой жизни мы нечасто мыслим в стиле сочинения-раасуждения, такое случается разве что во время дискуссий.
Чтобы научиться писать сочинения, нужно прежде всего научиться организовывать мышление в формате сочинения-рассуждения. А также много практиковаться.
Чтобы научиться рассуждать логически, попробуйте либо про себя, либо в разговорах с родителями или друзьями обдумывать разные тезисы и искать аргументы в их подтверждение или опровержение. Устные активности можно совместить с письменными.
Писать целые сочинения сначала необязательно, но вот составлять структуры и тезисно прописывать содержание будет очень полезно — не только для успешного написания школьных сочинений или сочинений на ВНО, но и в дальнейшем обучении в вузе.
Регулярно сочиняя сочинения, вы научитесь и уверенно ощущать объем сочинения, и быстро находить нужные аргументы, и лаконично их излагать.
Развивать логическое мышление и писать сочинения можно самостоятельно. Но если хотите ускорить процесс или сделать его более эффективным, обратитесь к репетитору.
Преподаватель поможет вам развитое логическое мышление, а именно подбирать релевантные аргументы и яркие примеры, правильно начинать и завершать произведение. Кроме того, он профессионально подтянет грамотность, чтобы все слова были написаны правильно, а запятые и тире расположены на своих местах.
Найти репетитора, который научит писать совершенные произведения-размышления на украинском или на других языках, можно в BUKI School.