В учебных заведениях учащимся и студентам часто задают самостоятельно написать сообщения по определенной теме и выступить с ним перед аудиторией. В ходе публичных выступлений учащиеся знакомят слушателей со своими наработками, которые чаще всего оформлены в виде доклада. Какие особенности этого жанра содержат доклад и как его правильно оформлять вы узнаете из этой статьи.
Что такое доклад?
Доклад — это письменно зафиксированное сообщение по определенной теме, предусматривающее дальнейшее публичное оглашение. Эта разновидность работы может быть делового, политического, отчетного или научного стиля.
Учащиеся чаще всего готовят научно-популярные или научно-учебные доклады. И хотя эта работа ориентирована на устное выступление, она предусматривает письменное оформление, требования к которому могут быть свободными или четко регламентированными.
Если выступление готовится на школьный урок или совещание, к оформлению не предъявляются особые требования. А когда студент планирует выступать на научной конференции или семинаре, требования будут более жесткими.
Доклад считается несложным жанром. Первые сообщения учащиеся готовят уже в шестом классе. Этот жанр используется и в вузах. Студенты с научными докладами выступают на конференциях, где представят результаты своей научной работы.
Научный доклад — сообщение по определенной теме, относящееся к полученным автором результатам исследования научного вопроса или проблемы. Целью такого доклада является:
- Обнародование своих достижений в информационном поле науки;
- Закрепление авторского права;
- Обсуждение работы с научным сообществом и получение критических замечаний.
Доклад структурно похож на аннотацию к дипломной работе. Поэтому умение писать информативные, лаконичные, структурированные доклады поможет при написании диплома.
Доклад часто путают с рефератом. Реферат — это краткое изложение определенной научной проблемы, для его написания используют меньшее количество источников и тема реферата охватывает только один конкретный вопрос.
Доклад имеет более разветвленную проблематику и тематику, для его подготовки необходимо привлечь больше первоисточников. Если сравнивать доклад с сообщением, то он здесь отличается и объемом: сообщение меньше доклада почти вдвое.
Чтобы отличать доклад от других жанров, нужно запомнить его признаки:
- Доклад верно структурирован;
- Используется научный метод и дискуссионный (проблемный) стиль изложения;
- Автор в работе ссылается на научные источники;
- В докладе есть специфическая научная терминология;
- При написании доклада используются методы той научной сферы, к которой относятся работы.
Рекомендуем ознакомиться с общепринятыми нормами, которые помогут написать научный или научно-учебный доклад.
- Научно-учебные доклады состоят из 4-6 страниц. Студенты, пишущие научные сообщения, должны ориентироваться на 10–12 страниц формата А4.
- Логическая последовательность изложения.
- Все формулировки должны быть однозначными и точными, а предложения информационно насыщенными. Каждое мнение и идея автора должно подкрепляться аргументами, фактами, примерами.
- Необходимо использовать в работе научные термины и воздерживаться от абстрактной лексики, художественных средств (сравнений, эпитетов и т.п.).
- Все перечни лучше оформлять в маркированные/нумерованные списки, сравнительные характеристики – в таблице/схеме. Иллюстративные материалы с комментариями необходимо вынести в презентацию.
Как писать доклад?
Перед началом работы важно составить план действий. Это позволит организовать процесс написания доклада, сделать его понятным и структурированным. Вы можете воспользоваться предложенным планом или взять его за основу и разработать собственный план.
Определение и формулировка темы
Если тему можно выбрать самостоятельно, старайтесь писать такие доклады, которые интересны вам. Название доклада должно отражать предмет исследования + цель (методы) или результат. Оптимально для восприятия – 3–7 значимых слов.
В начале темы следует избегать следующих формулировок:
- «Некоторые проблемы…»;
- "Из истории…";
- «Изучение…»;
- «Вопрос…»;
- "Исследование".
Подбор первоисточников для обработки
После выбора темы проверьте достаточно ли информации для обработки. Важно пользоваться трудами знатных ученых. Если в интернете нет работ, попробуйте обратиться в библиотеку. Также в онлайн-реестре заведения можно поискать электронные версии книг.
Статьи и монографии для ознакомления с темой может порекомендовать преподаватель в учебном заведении или на индивидуальном занятии. Найти опытного репетитора вы можете на сайте BUKI School.
Составление плана доклада
На этом этапе необходимо детально продумать структуру основной части и ориентировочное наполнение каждого раздела. При написании работы структура может претерпевать изменения, но важно с самого начала понимать направление движения.
Обработка литературы, систематизация и конспектирование
Учащемуся необходимо ознакомиться с первоисточниками и собрать в одном конспекте всю важную информацию по теме, чтобы после обсуждения сделать выводы и изложить свои мысли в докладе.
В работе свои идеи важно подкреплять аргументами и мнениями выдающихся ученых. Поэтому сразу после нахождения интересующего факта нужно обозначать, из какого источника он заимствован и указать соответствующие страницы книги.
Если мнения ученых по изучаемому вопросу кардинально отличаются, для наглядности уместно это оформить в виде таблицы. Также удобно другие сведения представлять схемами, диаграммами, графиками.
Оформление готовой работы
Важно соблюдать научный стиль и учитывать лимитированное время. К примеру, за 10 минут выступления учащийся в среднем успеет прочитать 4 страницы формата А4. Школьный доклад должен длиться 5–10 минут, выступление студента или ученого – 20–30 минут.
Доклады составляют двумя способами.
- Полноценная печать работы, в которой выделяют ключевые тезисы для публичного выступления.
- Последовательное изложение тезисов на основе доклада для дальнейшего опубликования в сборнике научных статей или публичного выступления. Тезисы — это логически построенный, самодостаточный текст, прочитав который читатель должен получить полное понимание основного мнения и результатов исследований автора.
В основной части работы автор должен охарактеризовать проблему: выделить основные вопросы исследования, а затем детально их проанализировать.
При оформлении работы важно правильно обозначать призвание:
- Призвание в тексте работы на источник указывается порядковым номером по их перечню в квадратных скобках, например, «… в трудах [1–7]…»;
- Призвания на иллюстрации и таблицы в тексте работы указывают их порядковым номером, например, «см. табл. 2».
Проверка работы
Необходимо убедиться, что в тексте нет ошибок, он полностью отвечает стилистике и тематике.
Моделирование выступления
Нужно потренироваться докладывать перед зеркалом, чтобы держаться на публике увереннее и лучше ориентироваться в своей работе. Докладчик, постоянно смотрящий в текст и не контактирующий с присутствующими, выглядит растерянным.
Полезно задать себе несколько уточняющих вопросов, которые могут возникнуть у слушателей и ответить на них. Важно хорошо ориентироваться в теме доклада, помнить все важные факты, чтобы не испытывать проблем с аргументацией своей позиции.
Если возникают проблемы с подготовкой доклада, можно обратиться к репетитору по определенной дисциплине. Преподаватель поможет разобраться с темой, подскажет авторитетные первоисточники, ответит на все вопросы подопечного, чтобы в дальнейшем учащийся мог легко писать доклады на любые темы.
Чтобы писать качественные доклады, необходимо хорошо ориентироваться в каждом разделе дисциплины. Например, если ученику задали подготовить доклад «Особенности английского сленга в Австралии и Канаде», для понимания темы ему нужны знания по фонетике, лексике, морфологии, синтаксису. Репетитор по английскому языку поможет наверстать пробелы в знаниях и изучать текущие темы.
Найти учителя для индивидуальных занятий вы можете на сайте BUKI School.
Пишем доклад: советы и образец
Четкая общепринятая структура доклада важна для студентов и учащихся. Соблюдение правил оформления поможет выработать полезные навыки, которые пригодятся при написании курсовых и научных работ.
Титульная страница
На первой странице обязательно указывают название доклада, ФИО автора и учителя / научного руководителя. Другие требования могут различаться в зависимости от учебного заведения и мероприятия, на которые готовится работа.
Просмотрите образцы оформления титульной страницы доклада, но в своей работе ориентируйтесь на методические рекомендации своей школы или вуза.
Содержание
Вторая страница обычно не нумеруется, но учитывается в общем количестве страниц. То есть первая страница вступления будет третьей. В содержании указываются названия разделов и номера страниц.
Если доклад готовится к публикации в научном сборнике, титульная страница и содержание не нужны.
Введение
Невелик по объему (примерно 10% всей работы), но важна глава, в которой автор сообщает:
- Актуальность темы исследования;
- Цель;
- Где могут использоваться результаты исследований.
Иногда поступление не выделяют в особый раздел, поэтому необходимо обращать внимание на требования в конкретном учебном заведении.
Основная часть
Основная часть содержит 2–3 раздела, связанных с главной темой доклада. Каждый раздел состоит из:
- Тезисы, содержащие важную информацию по теме и дополняемые аргументами, примерами;
- Графические материалы (диаграммы, изображения, схемы, презентация), которые дополнены пояснениями и комментариями.
Важно не дублировать материал, представленный на слайдах и не останавливаться подробно на общеизвестных для слушателей фактах. Это поможет сэкономить время для представления действительно важного материала.
В основной части необходимо:
- Описать методы, ход и обосновать результаты исследований;
- Указать, какие научные результаты получены лично автором работы;
- Осветить отличие полученных результатов от известных ранее.
Заключительная часть
В последней части работы учащийся:
- Дает общую характеристику полученных результатов.
- Описывает дальнейшее использование результатов исследования.
- Освещает теоретическую и практическую ценность получаемых результатов;
- Формулирует вопросы, которые еще не решены, и направления дальнейших исследований.
Иногда этот раздел входит в состав основной части. Если его выделяют, то оно по размеру должно быть ориентировочно, как и вступление.
Список использованной литературы
При работе над докладом автор должен использовать от 5 до 10 первоисточников в зависимости от уровня подготовки учащегося. Школьникам достаточно добавить в список 5–6 пунктов, студентам желательно работать с 9–10 источниками.
Важно вспомнить все труды и обозначить цитаты ученых, введенных в текст доклада, чтобы не возникало проблем на этапе проверки на антиплагиат.
Источники перечисляются в алфавитном порядке. Каждый пункт списка литературы должен содержать следующие сведения:
- ФИО автора (Шерех Ю.);
- Название труда (Не для детей. Литературно-критические статьи и эссе);
- Город (Нью-Йорк);
- Название издательства (пролог);
- Год издания (1964).
Презентация к выступлению
Перед началом подготовки необходимо определить цель презентации на основе содержания доклада и специфики аудитории. Далее следует:
- Выбрать дизайн и иллюстративный материал;
- Определить структуру презентации и последовательность изложения материала;
- Сочетание текста и графических материалов.
Важно провести репетицию речи с использованием презентации.