Большой летний розыгрыш – получи 48 уроков в подарок!

Обновлено: 01.03.2024

Пишем и оформляем доклад: лучшие советы для школьников и студентов|BukiSchool

Как написать доклад: правила и образец оформления

В учебных заведениях учащимся и студентам часто задают самостоятельно написать сообщения по определенной теме и выступить с ним перед аудиторией. В ходе публичных выступлений учащиеся знакомят слушателей со своими наработками, которые чаще всего оформлены в виде доклада. Какие особенности этого жанра содержат доклад и как его правильно оформлять вы узнаете из этой статьи.

Что такое доклад?

Доклад — это письменно зафиксированное сообщение по определенной теме, предусматривающее дальнейшее публичное оглашение. Эта разновидность работы может быть делового, политического, отчетного или научного стиля.

 Учащиеся чаще всего готовят научно-популярные или научно-учебные доклады. И хотя эта работа ориентирована на устное выступление, она предусматривает письменное оформление, требования к которому могут быть свободными или четко регламентированными.

 Если выступление готовится на школьный урок или совещание, к оформлению не предъявляются особые требования. А когда студент планирует выступать на научной конференции или семинаре, требования будут более жесткими.

 Доклад считается несложным жанром. Первые сообщения учащиеся готовят уже в шестом классе. Этот жанр используется и в вузах. Студенты с научными докладами выступают на конференциях, где представят результаты своей научной работы.

 Научный доклад — сообщение по определенной теме, относящееся к полученным автором результатам исследования научного вопроса или проблемы. Целью такого доклада является:

  • Обнародование своих достижений в информационном поле науки;
  • Закрепление авторского права;
  • Обсуждение работы с научным сообществом и получение критических замечаний.

Доклад структурно похож на аннотацию к дипломной работе. Поэтому умение писать информативные, лаконичные, структурированные доклады поможет при написании диплома.

 Доклад часто путают с рефератом. Реферат — это краткое изложение определенной научной проблемы, для его написания используют меньшее количество источников и тема реферата охватывает только один конкретный вопрос.

 Доклад имеет более разветвленную проблематику и тематику, для его подготовки необходимо привлечь больше первоисточников. Если сравнивать доклад с сообщением, то он здесь отличается и объемом: сообщение меньше доклада почти вдвое.

 Чтобы отличать доклад от других жанров, нужно запомнить его признаки:

  • Доклад верно структурирован;
  • Используется научный метод и дискуссионный (проблемный) стиль изложения;
  • Автор в работе ссылается на научные источники;
  • В докладе есть специфическая научная терминология;
  • При написании доклада используются методы той научной сферы, к которой относятся работы.

Рекомендуем ознакомиться с общепринятыми нормами, которые помогут написать научный или научно-учебный доклад.

  1. Научно-учебные доклады состоят из 4-6 страниц. Студенты, пишущие научные сообщения, должны ориентироваться на 10–12 страниц формата А4.
  2. Логическая последовательность изложения.
  3. Все формулировки должны быть однозначными и точными, а предложения информационно насыщенными. Каждое мнение и идея автора должно подкрепляться аргументами, фактами, примерами.
  4. Необходимо использовать в работе научные термины и воздерживаться от абстрактной лексики, художественных средств (сравнений, эпитетов и т.п.).
  5. Все перечни лучше оформлять в маркированные/нумерованные списки, сравнительные характеристики – в таблице/схеме. Иллюстративные материалы с комментариями необходимо вынести в презентацию.

Читайте также: Как писать тезисы: основные правила и советы

как оформить доклад

ukrainska-mova

Как писать доклад?

Перед началом работы важно составить план действий. Это позволит организовать процесс написания доклада, сделать его понятным и структурированным. Вы можете воспользоваться предложенным планом или взять его за основу и разработать собственный план.

Определение и формулировка темы

Если тему можно выбрать самостоятельно, старайтесь писать такие доклады, которые интересны вам. Название доклада должно отражать предмет исследования + цель (методы) или результат. Оптимально для восприятия – 3–7 значимых слов.

 В начале темы следует избегать следующих формулировок:

  • «Некоторые проблемы…»;
  • "Из истории…";
  • «Изучение…»;
  • «Вопрос…»;
  • "Исследование".

Подбор первоисточников для обработки

После выбора темы проверьте достаточно ли информации для обработки. Важно пользоваться трудами знатных ученых. Если в интернете нет работ, попробуйте обратиться в библиотеку. Также в онлайн-реестре заведения можно поискать электронные версии книг.

Статьи и монографии для ознакомления с темой может порекомендовать преподаватель в учебном заведении или на индивидуальном занятии. Найти опытного репетитора вы можете на сайте BUKI School.

Читайте также: Польский с нуля: с чего начать изучение польского языка

Составление плана доклада

На этом этапе необходимо детально продумать структуру основной части и ориентировочное наполнение каждого раздела. При написании работы структура может претерпевать изменения, но важно с самого начала понимать направление движения.

Обработка литературы, систематизация и конспектирование

Учащемуся необходимо ознакомиться с первоисточниками и собрать в одном конспекте всю важную информацию по теме, чтобы после обсуждения сделать выводы и изложить свои мысли в докладе.

В работе свои идеи важно подкреплять аргументами и мнениями выдающихся ученых. Поэтому сразу после нахождения интересующего факта нужно обозначать, из какого источника он заимствован и указать соответствующие страницы книги.

Если мнения ученых по изучаемому вопросу кардинально отличаются, для наглядности уместно это оформить в виде таблицы. Также удобно другие сведения представлять схемами, диаграммами, графиками.

Оформление готовой работы

Важно соблюдать научный стиль и учитывать лимитированное время. К примеру, за 10 минут выступления учащийся в среднем успеет прочитать 4 страницы формата А4. Школьный доклад должен длиться 5–10 минут, выступление студента или ученого – 20–30 минут.

Доклады составляют двумя способами.

  1. Полноценная печать работы, в которой выделяют ключевые тезисы для публичного выступления.
  2. Последовательное изложение тезисов на основе доклада для дальнейшего опубликования в сборнике научных статей или публичного выступления. Тезисы — это логически построенный, самодостаточный текст, прочитав который читатель должен получить полное понимание основного мнения и результатов исследований автора.

Читайте также: Как написать сочинение "Как я провел лето": идеи и советы

как оформить доклад

как оформить доклад

В основной части работы автор должен охарактеризовать проблему: выделить основные вопросы исследования, а затем детально их проанализировать.

При оформлении работы важно правильно обозначать призвание:

  • Призвание в тексте работы на источник указывается порядковым номером по их перечню в квадратных скобках, например, «… в трудах [1–7]…»;
  • Призвания на иллюстрации и таблицы в тексте работы указывают их порядковым номером, например, «см. табл. 2».

Проверка работы

Необходимо убедиться, что в тексте нет ошибок, он полностью отвечает стилистике и тематике.

Читайте также: Что такое аннотация и как её написать

Моделирование выступления

Нужно потренироваться докладывать перед зеркалом, чтобы держаться на публике увереннее и лучше ориентироваться в своей работе. Докладчик, постоянно смотрящий в текст и не контактирующий с присутствующими, выглядит растерянным.

 Полезно задать себе несколько уточняющих вопросов, которые могут возникнуть у слушателей и ответить на них. Важно хорошо ориентироваться в теме доклада, помнить все важные факты, чтобы не испытывать проблем с аргументацией своей позиции.

 Если возникают проблемы с подготовкой доклада, можно обратиться к репетитору по определенной дисциплине. Преподаватель поможет разобраться с темой, подскажет авторитетные первоисточники, ответит на все вопросы подопечного, чтобы в дальнейшем учащийся мог легко писать доклады на любые темы.

 Чтобы писать качественные доклады, необходимо хорошо ориентироваться в каждом разделе дисциплины. Например, если ученику задали подготовить доклад «Особенности английского сленга в Австралии и Канаде», для понимания темы ему нужны знания по фонетике, лексике, морфологии, синтаксису. Репетитор по английскому языку поможет наверстать пробелы в знаниях и изучать текущие темы.

 Найти учителя для индивидуальных занятий вы можете на сайте BUKI School.

Пишем доклад: советы и образец

Четкая общепринятая структура доклада важна для студентов и учащихся. Соблюдение правил оформления поможет выработать полезные навыки, которые пригодятся при написании курсовых и научных работ.

Титульная страница

На первой странице обязательно указывают название доклада, ФИО автора и учителя / научного руководителя. Другие требования могут различаться в зависимости от учебного заведения и мероприятия, на которые готовится работа.

Просмотрите образцы оформления титульной страницы доклада, но в своей работе ориентируйтесь на методические рекомендации своей школы или вуза.

Читайте также: Реферат: как правильно написать и оформить

как оформить доклад

как оформить доклад

Содержание

Вторая страница обычно не нумеруется, но учитывается в общем количестве страниц. То есть первая страница вступления будет третьей. В содержании указываются названия разделов и номера страниц.

 Если доклад готовится к публикации в научном сборнике, титульная страница и содержание не нужны.

Введение

Невелик по объему (примерно 10% всей работы), но важна глава, в которой автор сообщает:

  • Актуальность темы исследования;
  • Цель;
  • Где могут использоваться результаты исследований.

Иногда поступление не выделяют в особый раздел, поэтому необходимо обращать внимание на требования в конкретном учебном заведении.

Основная часть

Основная часть содержит 2–3 раздела, связанных с главной темой доклада. Каждый раздел состоит из:

  • Тезисы, содержащие важную информацию по теме и дополняемые аргументами, примерами;
  • Графические материалы (диаграммы, изображения, схемы, презентация), которые дополнены пояснениями и комментариями.

Важно не дублировать материал, представленный на слайдах и не останавливаться подробно на общеизвестных для слушателей фактах. Это поможет сэкономить время для представления действительно важного материала.

В основной части необходимо:

  • Описать методы, ход и обосновать результаты исследований;
  • Указать, какие научные результаты получены лично автором работы;
  • Осветить отличие полученных результатов от известных ранее.

Заключительная часть

В последней части работы учащийся:

  1. Дает общую характеристику полученных результатов.
  2. Описывает дальнейшее использование результатов исследования.
  3. Освещает теоретическую и практическую ценность получаемых результатов;
  4. Формулирует вопросы, которые еще не решены, и направления дальнейших исследований.

Иногда этот раздел входит в состав основной части. Если его выделяют, то оно по размеру должно быть ориентировочно, как и вступление.

Список использованной литературы

При работе над докладом автор должен использовать от 5 до 10 первоисточников в зависимости от уровня подготовки учащегося. Школьникам достаточно добавить в список 5–6 пунктов, студентам желательно работать с 9–10 источниками.

Важно вспомнить все труды и обозначить цитаты ученых, введенных в текст доклада, чтобы не возникало проблем на этапе проверки на антиплагиат.

Источники перечисляются в алфавитном порядке. Каждый пункт списка литературы должен содержать следующие сведения:

  • ФИО автора (Шерех Ю.);
  • Название труда (Не для детей. Литературно-критические статьи и эссе);
  • Город (Нью-Йорк);
  • Название издательства (пролог);
  • Год издания (1964).

Презентация к выступлению

Перед началом подготовки необходимо определить цель презентации на основе содержания доклада и специфики аудитории. Далее следует:

  • Выбрать дизайн и иллюстративный материал;
  • Определить структуру презентации и последовательность изложения материала;
  • Сочетание текста и графических материалов.

Важно провести репетицию речи с использованием презентации.

Читайте также: Правила употребления апострофа

Автор:

Ищете репетитора?

Найдите подходящего для всех ваших критериев